С 1 июля eCommerce ждут новые расходы: маркировка товаров станет обязательной для обуви. Изменения постепенно коснутся всех существующих категорий продукции. В этой статье вы найдете важные сведения об обязательной маркировке товаров, которые важно знать владельцу интернет-магазина.
Содержание статьи:
На упаковку каждого товара наносится специальный код – цифровой паспорт товара – Data Matrix. Именно с его помощью доступно моментальное считывание информации о марке производителя, дате изготовления, составе реализуемой продукции и ее легальности.
Код наносится в 4 этапа:
Нарушение требований влечет за собой административную и уголовную ответственность. По ст. 15.12 КоАП РФ производство и продажа продукции, обязательной для маркировки, без маркировки или с нарушениями ее правил, грозит физическим лицам штрафом в размере 2 000–4 000 ₽, ИП – 5 000–10 000 ₽, юридическому лицу – 50 000–300 000 ₽, при этом вся немаркированная продукция изымается.
Если стоимость непромаркированной продукции превышает 1,5 млн ₽, за ее производство, приобретение, хранение и перевозку любому субъекту будет выписан штраф в размере до 300 000 ₽, либо штраф в 80 000 ₽ с лишением свободы до трех лет.
Однако, если этой продукцией стали табачные изделия и алкоголь, стоимость которых превышает 100 000 ₽, закон ужесточается. Так, для субъекта, осуществляющего производство, покупку и хранение или перевозку табачных изделий и алкоголя, штраф составит до 500 000 ₽, либо 120 000 ₽ с лишением свободы до трех лет.
Как итог, любой немаркированный, но обязательный для маркировки товар будет конфискован за нарушение закона №487-ФЗ. При этом хранение, перевозка и продажа такого товара повлечет за собой штраф до 500 000 ₽.
Генератором кодов маркировки назначен ЦРПТ, а плата за каждый идентификатор составит 50 копеек в год.
Data Matrix как обязательный товарный знак отличается от QR-кода, который мы привыкли видеть на современных кассовых чеках, компактностью. Его минимальный размер – 10*10 пикселей, притом доступна не только квадратная, но и прямоугольная форма (в этом случае минимальный размер составит 8*18 пикселей). Идентификатор помещается даже на самых небольших по размеру товарах, а его двухмерность позволяет добиться большего количества возможных шифров, чем в линейном штрих-коде.
Любопытно! Data Matrix считывается даже при 30-процентном повреждении кода, при этом вероятность ошибки – всего 1 на 10 млн символов.
С помощью цифрового паспорта будут отслеживаться товары по всему своему пути следования от производителя до вручения потребителю, при этом перемещения на каждом этапе зафиксирует система маркировки. Серийный номер, дата и место производства, максимальная розничная цена – все это покупатель сможет узнать, просканировав цифровой код с помощью мобильного телефона. В момент реализации на онлайн-кассе товар навсегда будет отмечен вышедшим из оборота, а его код – уничтожен. Если товар поддельный и продается нелегальным путем, онлайн-касса просто не сформирует чек.
Помимо точного контроля на всех этапах перемещения, маркировка товаров позволит избежать попадания на рынок торговли незаконно произведенной продукции. Чтобы добиться этого, будут приняты отдельные меры:
Открытые и закрытые для общего доступа сведения будут точнее определены государством РФ в дальнейшем.
В марте этого года была запущена маркировка табачных, в июне – меховых изделий.
С 1 июля 2019 стала обязательной маркировка обуви и некоторых лекарств.
16 сентября 2019 года произошел запуск обязательной маркировки велосипедов, пока в тестовом режиме и на добровольной основе для продавцов и производителей. Двухколесные и трехколесные велосипеды, а также рамы и велосипеды с двигателем будут отмечены специальным кодом. Тестирование планируется завершить 31 мая 2020 года.
Фотоаппараты, различные вспышки, шины и покрышки, постельное белье, одежда (включая женскую, мужскую, детскую и рабочую), духи – с 1 декабря 2019.
С 1 января 2020 года уникальные коды будут присвоены всем лекарствам.
Срок маркирования молочной продукции пока не установлен.
С 2020 до 2025 года по закону №488-ФЗ будут внесены изменения, согласно которым обязательная маркировка товаров будет распространена на другие виды продукции. Опираться новые положения будут на Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленности в России.
Для интернет-магазинов станут неизбежны некоторые расходы. Чтобы определить их точнее, рассмотрим поэтапно процесс перемещения товаров на практике. Ключевые моменты заключаются в следующем:
Учтите: если раньше один и тот же товар (например, наушники SONY MDR-1000X) занимал в вашей Excel-таблице одну строку с указанием количества штук в наличии, то сейчас каждый экземпляр будет располагаться на отдельной строке с указанием своего уникального кода (5 одинаковых товаров теперь займут 5 разных строк). Чтобы не вбивать всю эту информацию вручную, используйте API: так вы автоматизируете процесс и освободите личное время.
Кроме того, в случае несоответствия вложения при вскрытии товара заказчиком возникнет необходимость дополнительной коррекции документов. Об этом мы расскажем подробнее в следующих статьях.
Взаимодействие с зарубежными производителями (импорт) усложнится. Оно будет проходить по такой схеме:
Обязательная маркировка товаров повлечет за собой временные и финансовые расходы, а в работе интернет-магазинов, поставщиков, производителей продукции и служб доставки будет активно использоваться ЭДО и повысятся требования к отчетности. Таким образом, точное количество последующих затрат будет напрямую зависеть от слаженности взаимодействия сторон, текущего состояния и технического развития конкретного бизнеса.
Заключение
Процесс обработки цифровых паспортов товаров требует от интернет-магазинов использования ЭДО, подключения API и внедрения множества других новшеств для полного соответствия своей работы закону. Обязательная маркировка товаров неизбежно входит в жизнь eCommerce, поэтому подготовить свой бизнес к приближающимся изменениям необходимо правильно.