Доставка заказов покупателям во всем мире является одним из главных этапов работы интернет-магазинов и значимым инструментом в конкурентной борьбе между ними. Разные игроки стремятся сделать доставку как можно более быстрой, дешевой и удобной. В последнее время среди характеристик доставки все большую роль стала играть ее углеродная нейтральность. Причем в основном экологичность является не какой-то инвестицией в далекое будущее или маркетинговым трюком, а вполне осязаемым бизнес-инструментом. О новом тренде Retail.ru рассказала генеральный директор PIM Solutions Ольга Сатановская
Запрос на экологичность
В 2022 году ведущий европейский поставщик технологий для управления логистикой компания Metapack спросила у потребителей из разных стран, что им важнее всего в доставке. Почти 7% указали в качестве приоритета карбоновый след от доставки.
Источник: Ecommerce Delivery Benchmark Report 2022
Более наглядно о настроениях потребителей свидетельствует то, на что они готовы пойти ради более экологичной доставки. В том же опросе больше половины респондентов согласились на увеличение сроков доставки. Около 35% выразили готовность получать несколько заказов в одном месте, а не ждать отдельных курьеров для каждого заказа (в отличие от России, в Европе более 70% интернет-заказов доставляется на дом). 10% опрошенных согласились больше платить за зеленую доставку. Причем среди аудитории 18–24 лет готовых переплачивать за экологичную доставку оказалось в два раза больше, чем людей в возрасте 55+.
Источник: Ecommerce Delivery Benchmark Report 2022
В России тоже есть запрос потребителей на экологичность. В 2021 году Сбербанк выяснил, что 22% россиян по крайней мере на словах готовы переплачивать за товары и услуги, которые предполагают меньшую нагрузку на окружающую среду. При этом 16% готовы к 5-процентной наценке на экологичность, а 6% готовы платить и больше.
Запрос на экологичную доставку очевиден, и с каждым годом он будет расти все сильнее. Если говорить о публичных компаниях, то помимо давления со стороны потребителей они в не меньшей степени ощущают давление со стороны инвесторов, которые требуют внедрения ESG-практик. Как интернет-магазины и транспортные компании реагируют на этот запрос?
Экологизация «последней мили»
В электронной коммерции принято выделять «первую милю» и «последнюю милю». «Первая миля» (first mile) – это доставка товара со склада продавца или производителя до терминала транспортной компании. «Последняя миля» (last mile) – это доставка из сортировочного центра до конечного адресата. Основные каналы «последней мили» – это доставка «до двери», до пунктов выдачи заказов и постаматов. Между первой и последней милей могут быть разные этапы: от простого хранения на складе до трансконтинентальных перевозок разными видами транспорта.
Фото: Mike Mareen/shutterstock
Экологизировать первую милю и дальние перевозки достаточно сложно, хотя в этом направлении тоже заметны некоторые активности. Например, DHL заявляет, что его морские и авиаперевозки осуществляются с пониженным углеродным следом, а железнодорожные перевозки – и вовсе с нулевым уровнем выбросов.
Главные усилия по экологизации сосредоточены вокруг «последней мили». Это связано с несколькими причинами:
У продавцов есть больше возможностей повлиять на «последнюю милю», некоторые (например, маркетплейсы) доставляют заказы до клиентов самостоятельно.
- «Последняя миля» – самый дорогой этап доставки, затрата на нее может доходить до 50% от всех логистических расходов, соответственно, здесь больше возможностей для управления расходами.
- На «последней миле» товары перевозятся мелкими партиями, так что у продавцов есть большой выбор подходящего транспорта.
- Потребители видят, как осуществляется доставка заказов до них, и имеют возможность оценить экологичность «последней мили». Выводы о всей доставке заказа, в том числе о ее экологичности, формируются именно на основании «последней мили».
Фото: nimito/shutterstock
Поэтому интернет-магазины стараются активно экологизировать «последнюю милю». Так, тот же DHL заявляет, что осуществил свыше 100 млн доставок на электромобилях, а в Германии для доставки активно использует велосипеды. В феврале Amazon заявлял, что две трети доставок в Париже осуществляет с помощью экологически чистого транспорта и планирует распространить эту практику на всю территорию Франции. При этом под углеродно нейтральными вариантами доставки подразумевались не только электромобили, но и велосипеды, а также пешие курьеры.
А что в России? Имея на руках статистику, можно сделать достаточно смелое заявление: «последняя миля» в России более экологична, чем в Европе. Почему?
Если в Европе на дом «до двери» доставляется более 70% заказов, то у нас ситуация ровно противоположная: более 80% заказов доставляются в постаматы и пункты выдачи (включая отделения «Почты России»). Это значит, что множество заказов отгружаются в одном месте, а не развозятся отдельно до каждого покупателя (тот самый collection, к которому готовы перейти западные потребители). Компенсировать эту разницу можно только активным использованием экотранспорта на территории всей Европы, что пока маловероятно. Можно предположить, что европейские ритейлеры будут пропагандировать получение заказов в пунктах выдачи, мотивируя это в том числе и заботой об экологии, тем более что треть потребителей уже готова перейти на collection. Для них это выгоднее.
Также в России активно используется доставка с нулевым углеродным следом, в основном это вело- и пешие курьеры. В первую очередь это относится к срочной доставке готовой еды и продуктов питания. Вероятно, при выборе такого типа доставки в первую очередь думали не об экологии, а о скорости и снижении расходов, но косвенный благоприятный эффект здесь налицо.
Фото: blurAZ/shutterstock
Логично задать вопрос: а готовы ли компании в нынешних условиях делать инвестиции в зеленую доставку, даже если это не принесет сиюминутной выгоды, и есть ли в этом смысл? На вторую часть вопроса можно смело дать утвердительный ответ. Во-первых, общественный запрос на экологизацию никуда не денется. Во-вторых, если компания стремится быть лидером и соответствующим образом себя позиционировать, то она должна первой внедрять новые технологии, даже если в текущий момент для этого нет неотложной потребности. И многие компании это делают. Например, недавно «Почта России» презентовала электрогрузовик Drive Electro, который будет возить посылки и письма из сортировочных центров в отделения в Москве. Маркетплейс Lamoda перевел часть автопарка на газомоторное топливо, а служба доставки DPD доставила десятки тонн посылок на электромобилях Renault. Хотя у электромобилей, помимо экологических, есть еще одно преимущество: бесплатная стоянка в Москве.
Сокращение перевозок
На пользу экологии идут и другие инициативы маркетплейсов, связанные с сокращением расходов. Приведем пару примеров. В июне Ozon запустил автоматическое распределение товаров по региональным складам. Цель – загрузить свои склады в разных частях страны и сократить время доставки в регионы. А если завозить туда сразу большие партии товаров, а не каждый заказ в отдельности, то и воздействия на природу будет намного меньше.
Еще один интернет-гигант, компания Wildberries в мае объяснила свое резонансное решение о вводе платного возврата заказов для части клиентов в том числе и заботой об экологии: «Мы полагаем, что это будет мотивировать клиентов более ответственно подходить к заказам, сократит негативное влияние на экологию, в том числе и за счет уменьшения объемов используемой упаковки». Хотя весьма вероятно, что главным мотивом этого решения было стремление сократить расходы, некоторое позитивное влияние на экологию тоже нельзя отрицать.
Упаковка
Избыточная упаковка – это то, за что интернет-магазины подвергаются наибольшей критике с точки зрения экологии. Особенно часто за это критикуют сервисы по доставке еды. В то же время еще чаще их ругают за плохую сохранность заказов при транспортировке. В разное время продавцы решали эту дилемму по-разному.
В первую очередь упаковка должна защищать товар от повреждений. Интернет-магазину гораздо проще упаковать заказ в плотную, пусть и избыточную, упаковку, чем контролировать каждый этап доставки. Во-вторых, упаковка – это хороший и недорогой инструмент брендирования. Например, до недавнего времени Ozon каждый заказ заворачивал в картонную коробку или плотную пленку, а в пунктах выдачи раздавал бесплатные фирменные пакеты и не обращал внимания на жалобы экоактивистов.
Фото: Halfpoint/shutterstock
Однако время от времени продавцы вспоминают об экологии, не всегда в пользу для последней. Так, в 2019 году компании на волне моды на все «зеленое» стали вводить экоинициативы, которые на деле наносили больше вреда, или, говоря языком экоактивистов, занимались гринвошингом. Например, «Яндекс.Еда» предложила «эко-упаковку» из комбинированного картона (который намного вреднее пластика), а Wildberries торжественно объявила об отказе от пластиковых пакетов и переходе на «биоразлагаемые», за что подверглась критике экологов.
Со временем инициативы продавцов стали более осмысленными. Так, в феврале 2022 года «Яндекс.Маркет» заявил, что отказывается от картонных коробок в пользу пластиковых пакетов. Помимо прочего, это решение дало маркетплейсу существенную экономию на упаковке. Этому примеру последовал и Ozon, который в мае вовсе отказался от фирменной упаковки для большей части товаров, а потом перестал выдавать бесплатные фирменные пакеты в пунктах выдачи. Разумеется, маркетплейс объяснил эти нововведения заботой об экологии. Стоит отметить, что примерно в это же время продавец пообещал стать безубыточным и выйти в прибыль. Учитывая, что в 2021 году Ozon доставил более 220 млн заказов, отказ от упаковки способен дать существенную экономию.
Сервисы по доставке еды тоже ищут способ сократить количество упаковки, но идеального решения пока никто не нашел. В лучшем случае курьер может забрать упаковку от прошлых заказов и передать ее на переработку.
Итак, мы видим, что экологичная доставка необязательно должна быть финансовой обузой для интернет-магазинов и служб доставки. Дополнительные выгоды могут быть следствием улучшения экологичности, как и наоборот. Также заботой об экологии продавцы могут объяснять свои непопулярные нововведения, но, чтобы быть более убедительными, надо заниматься экоинициативами постоянно, а не вспоминать о них только тогда, когда нужно за что-то оправдаться. Кроме того, как минимум в теории многие компании готовы к долгосрочным инвестициям в экологичную доставку, так что со временем она будет только расширяться.