Получение заказов в ПВЗ – самый любимый формат доставки у российских потребителей. Более 80% посылок они получают в пунктах выдачи. Однако на одних заказах сделать бизнес владельцев этих пунктов невозможно. ПВЗ «обрастают» новым функционалом, постепенно превращаясь в настоящие сервисные комплексы. Как эта эволюция повлияет на всю интернет-торговлю?
Денис Чигаев, PIM Solutions.
В последние годы пункты выдачи заказов стали кровеносной системой рынка электронной коммерции, обеспечивающей его стабильный рост. А масштабная забастовка владельцев и сотрудников, прошедшая весной этого года, показала, что они являются влиятельной силой на рынке и объектами высокой социальной значимости.
Они смогли отстоять свои права перед маркетплейсами, привлекли к себе внимание на самом верху, а сейчас разрабатываются стандарты взаимодействия ПВЗ и маркетплейсов.
В этой статье мы попробуем спрогнозировать, что ждет ПВЗ в ближайшем будущем, и как это повлияет на рынок электронной торговли.
Россиянам явно полюбились ПВЗ. Более 80% заказов забираются самовывозом и большинство из них – из ПВЗ. Это одно из ярких отличий российского рынка от европейского и американского, где гораздо популярнее доставка до двери. Наверняка сами маркетплейсы, открывая первые пункты, не думали, что они станут настолько популярны и придется постоянно открывать все новые и новые.
Большинство пунктов выдачи открываются по франшизе. Владельцы получают определенный процент с каждого выданного заказа. Например, владельцы ПВЗ, работающих с Ozon на самом популярном тарифе «Максимум бренда», получают 5% за выданный товар стоимостью до 5000 рублей и фиксированные 250 рублей за каждый товар стоимостью свыше 5000 рублей. У других маркетплейсов похожие тарифы.
Россиянам явно полюбились ПВЗ. Более 80% заказов забираются самовывозом и большинство из них – из ПВЗ. Это одно из ярких отличий российского рынка от европейского и американского, где гораздо популярнее доставка до двери.
Нетрудно посчитать, что на большую прибыль владельцам пунктов рассчитывать не приходится. Для того чтобы просто окупить вложения в открытие, расходы на аренду и персонал, нужно ежедневно выдавать заказы хотя бы на десятки тысяч рублей. При этом количество ПВЗ ежедневно увеличивается, и новые пункты неизбежно каннибализируют старые.
Еще одна проблема – это упущенные возможности. Если не брать в расчет дни праздников и распродаж, которые случаются несколько раз в году, большую часть времени пункты выдачи пустуют, а их сотрудники откровенно скучают. Это значит, что оплачиваемые человеко-часы и квадратные метры не работают так эффективно, как могли бы.
Новые функции от маркетплейсов
Эту проблему прекрасно осознают как маркетплейсы, так и сами владельцы ПВЗ. Каждая из этих сторон стремится выжать для себя как можно больше пользы. Сами площадки уже активно используют пункты для реализации своих проектов, не связанных с выдачей заказов. Так, Ozon с помощью сотрудников ПВЗ проверяет личности тех, кто хочет получить его банковскую карту и платит по 100 рублей за каждую успешную проверку. Выпущенные карты тоже можно забирать в ПВЗ вместе с заказом. Недавно Яндекс тоже начал выдавать свои карты Про в пунктах Маркета.
Также в конце 2021 года Яндекс Маркет анонсировал создание многофункциональных центров обслуживания на базе своих ПВЗ. Эти центры должны сочетать в себе функции сервисной службы, магазина, логистической компании и т.д. Среди предполагаемых услуг – прием техники в рамках сервиса trade-in, продажа техники Яндекса, выдача экипировки курьерам, зарядка электросамокатов, оформление документов ля курьеров. Идея интересная, однако о массовом распространении таких пунктов до сих пор не слышно. Возможно, маркетплейс по каким-то причинам отказался от этой идеи.
Еще одно начинание Маркета – это размещение в ПВЗ LED-панелей и трансляция на них рекламных роликов. Причем рекламируются там товары от своих же селлеров. Таким образом площадка дает новые возможности и для продавцов, и для владельцев ПВЗ.
Эволюция ПВЗ напоминает эволюцию салонов сотовой связи, которые поначалу занимались продажей телефонов, но затем все больше расширяли список предоставляемых услуг.
Из этих примеров понятно, какое будущее для ПВЗ видят маркетплейсы. Они планируют сделать пункты частью своих экосистем, офлайн-точками, где пользователи могут получить как можно более полный набор услуг. Чем разнообразнее экосистема, тем больше дополнительных функций она может предложить своим ПВЗ, так что здесь преимущество однозначно у Яндекса. Наличие разветвленной сети пунктов выдачи дает компаниям уникальную возможность быть в контакте со своими клиентами не только в онлайне, но и в офлайне.
Правда, есть ряд факторов, препятствующих этой идиллии. ПВЗ зачастую находятся в непривлекательных подвальных помещениях с обшарпанным ремонтом и повсюду валяющимися пустыми коробками. Плюс там большая текучка немотивированных сотрудников, которые не могут или не хотят возлагать на себя дополнительные функции, помимо приема и выдачи товаров. Это те вызовы, с которыми маркетплейсам предстоит справляться, если они хотят создавать настоящие центры обслуживания.
Фото: «Курьер Сервис Экспресс»
Новые функции от владельцев
Владельцы пунктов выдачи далеки от миссионерских устремлений крупных площадок. Их задачи куда более прозаичнее – найти новые источники доходов, чтобы окупить свои вложения и желательно ещё и заработать. Поэтому они стараются подключать не только маркетплейсы, под чьими вывесками они и работают, но и дополнительные службы доставки, чтобы выдавать и их заказы. Скажем, ПВЗ Ozon часто работают с Boxberry и другими партнерами.
Еще один источник доходов – дополнительные услуги, которые были бы востребованы не только клиентами маркетплейсов, но и проходящими мимо местными жителями. Раньше отдельные маркетплейсы строго запрещали владельцам ПВЗ организовывать в помещениях что-либо, кроме непосредственной выдачи товара. Собственно, этот запрет стал одной из причин нашумевшей забастовки.
Теперь они получили это право, и главная задача, определить, какие услуги будут востребованы в той или иной точке. Потенциально этот список весьма широк. Так, в проекте стандартов по взаимодействию ПВЗ и маркетплейсов упоминалась установка кофемашин и вендинговых автоматов, Яндекс Маркет в обновленной оферте упоминал те же вендинговые автоматы, а также зарядку и аренду пауэрбанков, копировальные услуги, прием одежды совместно с благотворительными фондами. Также недавно СДЭК совместно с VK начал размещать рекламу на экранах внутри своих отделений.
Потенциально список таких услуг может быть очень обширным, и каждая точка будет нащупывать для себя оптимальные по ресурсам и потенциальной доходности. Так что в будущем ПВЗ могут стать локальными «домами быта», где можно получить самые разные услуги.
Эволюция ПВЗ напоминает эволюцию салонов сотовой связи, которые поначалу занимались продажей телефонов, но затем все больше расширяли список предоставляемых услуг. Еще одним ориентиром могут служить почтовые отделения, со скидкой на куда меньшую площадь ПВЗ, а также ограничения в предоставлении финансовых услуг и в торговле бакалеей.
Как эволюция ПВЗ повлияет на интернет-торговлю
Сейчас покупатели посещают свои «любимые» ПВЗ едва ли не чаще, чем продуктовые магазины. С обрастанием пунктов новыми функциями, которые будут постепенно откалибровываться в пользу наиболее востребованных, привязанность к ним местных жителей возрастет еще больше.
В прошлом году Data Insight давал информацию о том, что 12% покупателей откажутся от покупки в новом магазине, если среди вариантов получения заказа не будет предпочтительной точки. А от заказа в привычном магазине откажутся 19%. Эта цифра будет расти – не в последнюю очередь благодаря дополнительному функционалу пунктов выдачи. Косвенным подтверждениям этого является статистика PIM Solutions, согласно которой в 2023 году покупатели стали заметно быстрее забирать свои заказы из ПВЗ.
С одной стороны, это создаст проблему для интернет-магазинов, с другой – дополнительные конкурентные преимущества, если им удастся охватить своей доставкой как можно более широкую сеть ПВЗ. Как уже говорилось, многие пункты работают не только с маркетплейсами, но и с курьерскими компаниями, выдавая доставляемые ими заказы. Работать с ними можно, например, с помощью агрегаторов ПВЗ. Несколько месяцев назад подобную услугу представила PIM Solutions, и она вызвала большой интерес у интернет-магазинов.
Оптимизируя свою доставку, продавцы смогут не только стать более привлекательными для покупателей, но и подготовиться к будущим изменениям.
Денис Чигаев,
PIM Solutions.
Для NEW RETAIL