Еженедельный анализ рынка онлайн-торговли: количество отправлений, процент предоплаченных заказов и средний чек. Специалисты компании GfK проанализировали поведение покупателей в пандемию и рассказали об изменениях на рынке и на чем экономят потребители.
Количество магазинов и отправленных заказов клиентами PimPay за период с 03.08 по 09.08
Динамика отрицательная. Как и на предыдущих неделях, самые активные дни отправок — со вторника по четверг.
В среду 5 августа клиенты PimPay отправили больше всего заказов — 242 991 посылка. В выходные дни количество отправлений снизилось.
Процент предоплаченных заказов за период с 03.08 по 09.08
Динамика положительная. Со вторника по субботу процент предоплаты колеблется в пределах от 40,8% до 42,32%. Меньше всего предоплаты за свои заказы покупатели внесли в понедельник и воскресенье.
Средний чек за период с 03.08 по 09.08
Динамика отрицательная. На прошлой неделе мы зафиксировали два всплеска среднего чека.
В среду 5 августа средний чек составил 4 113 рублей. В субботу, 8 августа — 3 802 рубля. В остальные дни недели средний чек держался на уровне от 3 151 до 3 384 рубля.
GfK исследовали поведение покупателей в коронакризис
GfK — крупнейшая в мире немецкая исследовательская компания, имеет представительство в России. Аналитики компании провели исследование поведения покупателей в условиях пандемии. Это поможет ритейлерам понять тренды, оценить свои предложения и выходить на рынок уже с новыми продуктами.
Специалисты выделили три фазы в поведении покупателей во время карантина.
Паника
Краткосрочная фаза. Активный темп роста пришелся на период с 16 по 29 марта. Вырос спрос на бакалею, кондитерские товары, товары личной гигиены и бытовую химию.
Адаптация
Максимальный рост с 20 апреля по 3 мая. Рынок FMCG* вырос на 96-98%. В этот период начал снижаться спрос на актуальные товары в фазе паники.
В 3 раза выросли показатели на табачные стики, в 2 раза на влажные салфетки, одноразовые перчатки и тушенку. В 2 раза упали продажи декоративной косметики — это пудра, консилер, блеск для губ, лак для ногтей, карандаш для глаз.
*FMCG (fast moving consumer goods, или быстро оборачиваемые потребительские товары) — это товары ежедневного спроса, которые быстро заканчиваются: продукты, бытовая химия, пиво, сигареты.
Жизнь в новых реалиях
Аналитики отметили, что по всему миру практикуется так называемый даунсайзинг. Это уменьшение размера упаковки, чтобы потребители могли купить дешевле, а ритейлер сохранил объемы продаж.
В текущий период специалисты предлагают активнее поддерживать обратную связь с покупателями. Это даст возможность лучше понимать свою целевую аудиторию — настроения, предпочтения, возможности покупателей и вовремя вносить коррективы в ассортимент и услуги.
Изменения на рынке за год тезисно
➢ Рынок FMCG в мае 2019-июне 2020 вырос на 7,2% по отношению к периоду с мая 2018 по июнь 2019. Средний чек прибавил 4,6%, частота покупок выросла на 2,5%.
➢ Рост прибыли в e-commerce составил 46%, доля оборота выросла на 3%.
➢ Доля промо в категории продуктов выросла на 2,1 п.п., в непродуктовых категория — на 4,2 п.п.
➢ Походы в магазин до пандемии — 33 раза в месяц, в апреле 2020 — 29 раз.
➢ Снизились импульсивные покупки: жвачки, детские соки и злаковые батончики.
➢ 34% покупателей запасаются продуктами впрок, 11% переживают, что запасы быстро закончатся.
➢ Покупатели меньше обращают внимание на соотношение цены и качества. Важнее купить необходимое. ➢ 6% покупателей доставку еды и продуктов стали заказывать чаще.
➢ Потребительская корзина изменилась в сторону более простых продуктов — селедка, вафли, плавленый сыр, сухие завтраки, йогурт, консервы, лапша быстрого приготовления, сосиски, сигареты, сгущенное молоко и т. п.
На чем и как предпочитают экономить покупатели в 2020
GfK разделила покупателей в период адаптации к новым условиям на три категории:
- Устойчивые. Ни о чем не беспокоятся и чувствуют себя уверенно. В мае насчитали 21% таких людей, в июле уже 18%.
- Обеспокоенные. Есть страх остаться без работы или денег. В мае и июле эта категория покупателей составила 54%.
- Пострадавшие. Это люди, которые остались без работы или денег. В мае — 25%, в июле — 28%.
Обеспокоенные и пострадавшие покупатели старались экономить на излишествах — это развлечения, одежда и путешествия. И на товарах, поддающихся оптимизации — косметика, бытовая техника, товары для дома, спорт и фитнес, продукты питания.
Стратегии экономии:
- Поиск промо-акций — 71%,
- строгое следование списку покупок — 49%,
- предпочтение магазинам с низкими ценами — 48%,
- покупка оптом или большими упаковками — 33%,
- использование скидочных купонов — 30%,
- выбор товаров собственной торговой марки ритейлера — 23%.