Компания PIM Solutions, развивающая экосистему сервисов для e-commerce, провела исследование, посвященное наложенным платежам в российской интернет-торговле. Для этого были проанализированы данные о 56 млн интернет-заказов, прошедших через сервисы PIM Solutions в 2022 году. Полностью исследование опубликовано на сайте компании.
В результате выяснилось, что доля заказов с оплатой наложенным платежом в 2022 году составила 44%, средний чек – 5064 рубля.
В последние годы доля заказов с постоплатой поступательно снижается: в 2019 года она составила 85%, а в 2022 году – уже 44%. В течение прошлого года эта доля тоже постепенно сокращалась, особенно во втором полугодии.
Традиционно средний чек у заказов с оплатой наложенным платежом ниже, чем у заказов с предоплатой, но постепенно эта разница выравнивается. В 2022 году она составила 11%: 5640 рублей против 5064 рубля.
Выкуп у заказов с предоплатой тоже традиционно выше, но этот показатель в последние годы оставался примерно на одном уровне, а у заказов с постоплатой он постепенно рос. В прошлом году выкуп снизился у всех заказов, но отставание все же немного сократилось: 95,2% против 84,5%.
Сроки получения интернет-магазинами наложенных платежей от служб доставки в 2022 году варьировались в диапазоне 4,4–5,8 календарных дней, однако этот показатель сильно зависит от конкретных курьерских служб.
Наибольшая доля наложенных платежей отмечена в таких регионах, как Республика Тыва (66%), Сахалинская область (64%) и Чукотский автономный округ (61%). Меньше всего пользуются наложкой жители Москвы (36%), Ярославской области (37%), Чувашской Республики (40%).
Среди товарных категорий чаще всего с оплатой наложенными платежами заказывают автотовары (57,9%), электронные сигареты и товары для курения (55,4%), одежду, обувь и аксессуары (49,8%). Реже всего – игры (25,8%), канцелярские товары (27,5%) и электронику (28,5%).
«Исходя из результатов исследования мы видим, что наложенные платежи остаются важным инструментов для интернет-магазинов. Несмотря на все неудобства, продавцы не хотят отказываться от этого типа оплаты, не так давно его внедрили даже маркетплейсы, которые до этого продавали только по предоплате. Прием наложенных платежей является дополнительным конкурентным преимуществом для продавцов. При этом работать с наложенными платежами сложнее, чем с предоплатой, и интернет-магазины часто на этом спотыкаются. Мы ожидаем, что в ближайшие годы доля заказов с оплатой наложенными платежами нащупает свое дно и стабилизируется на этом уровне. А вот на полную предоплату рынок перейдет еще очень нескоро», – прокомментировала исследование генеральный директор PIM Solutions Ольга Сатановская.