Логистика является одной из главных составляющих успешной работы любого интернет-магазина. Без грамотно выстроенной логистики невозможно организовать успешные продажи, какими бы они ни были знатоками своих товаров. Поэтому каждому, кто хочет торговать в интернете, необходимо разобраться в основных вопросах, связанных с логистикой.
Само слово «логистика» обычно употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле под логистикой понимается управление всевозможными потоками – от денежных до кадровых. В узком смысле логистикой называют организацию складского хранения и доставки товаров из пункта назначения в пункт отправления.
В рамках этой статьи мы рассмотрим:
- самую общую классификацию видов логистики в широком понимании слова
- классификацию видов логистики, актуальную именно для интернет-магазинов
- виды контроля в логистике
- вопросы аналитики в логистике
Общие виды логистики
Если рассматривать логистику как управление самыми разнообразными потоками, то можно выделить следующие ее разновидности.
- Логистика закупок направлена на непрерывное обеспечение компании необходимыми товарами. Ее результат – постоянное наличие необходимых товаров лучшего качества, закупленных по лучшей цене и доставленных в кратчайшие сроки
- Сбытовая логистика занимается дистрибуцией товаров от производителей или продавцов к конечному покупателю. Результат – доставка товара в нужное время в нужное место в необходимом количестве с минимальными затратами и наилучшей сохранностью.
- Таможенная логистика призвана обеспечить прохождение товаров через таможенные границы. Ее результат – перемещение товара через границу в минимальные сроки и с минимальными издержками.
- Логистика запасов занимается управлением запасами товаров и сырья в компании. Результат – необходимые товары всегда есть в наличии, но при этом не залеживаются на складах.
- Транспортная логистика занимается доставкой товаров из точки А в точку Б. Результат – товар доставлен в полной сохранности, в минимальные сроки и с минимальными издержками.
- Складская логистика занимается приемом, хранением и выдачей товаров. Результат – компания обладает достаточным количеством складских помещений
Кто-то также выделяет информационную, финансовую, торговую, энергетическую, комплексную и прочие разновидности логистики. Очевидно, что все виды логистики тесно связаны между собой. Например, таможенная логистика невозможна без транспортной, а логистика запасов – без складовой.
Для интернет-магазинов наиболее актуальна классификация, основанная на степени участия самого продавца и привлекаемых подрядчиков в логистических процессах. Рассмотрим ее подробно.
Виды логистики для интернет-магазинов
Итак, интернет-магазины могут вести всю логистическую работу самостоятельно либо полностью отдать ее на аутсорс. Также между этими двумя крайностями существует несколько разновидностей с частичным делегированием разных процессов сторонней компании. В западных странах для разграничения используют пятиуровневую классификацию логистического сервиса – пять сторон логистики, или Party Logistics (PL). Рассмотрим ее.
1PL-логистика
Иначе ее называют автономной логистикой. При таком подходе продавец самостоятельно производит абсолютно все логистические операции – от приема товара до ее доставки покупателю. Такой формат работы обычно практикуется в совсем маленьких интернет-магазинах, ежедневно оформляющих небольшое количество заказов. Им действительно проще и выгоднее самостоятельно хранить и доставлять товары.
2PL-логистика
Этот вид можно назвать традиционной логистикой. Здесь на откуп подрядчику (его называют 2PL-оператор или 2PL-провайдер) отдается какая-то часть логистических операций, а остальное выполняет сам продавец. Например, интернет-магазин хранит товар на своем складе, а доставку осуществляет 2PL-оператор (чаще всего это курьерские службы).
В рамках этой схемы продавец может сотрудничать сразу с несколькими 2PL-операторами. Так, склады могут арендоваться у одного 2PL-провайдера, перевозить товары – усилиями второго 2PL-провайдера, а выдавать заказ покупателям – силами еще одного 2PL-оператора. Кроме того, многие интернет-магазины сотрудничают сразу с несколькими 2PL-операторами из числа служб доставки.
На сегодняшний день это самый популярный вид логистики, по которому работает большинство интернет-магазинов. Она позволяет продавцам с одной стороны передавать часть непрофильных функций на аутсорс, с другой – экономить на подрядчиках там, где это возможно.
3PL-логистика
По другому этот вид логистики называют фулфилмент. При работе по 3PL нанятый оператор полностью берет на себя большую часть логистических процессов интернет-магазина. В зависимости от потребностей продавца это могут быть приемка, хранение, маркировка, управление запасами, транспортировка, прохождение таможни и т.д. Фулфилмент набирает все большую популярность, поскольку он позволяет интернет-магазинам переложить на профессионального подрядчика основные вопросы, связанные с логистикой, а самим сосредоточиться на продажах. При определенном объеме заказов 3PL-логистика становится экономически выгодной.
4PL-логистика
Также ее называют интегрированная логистика. В отличие от 3PL-логистики, здесь провайдер управляет абсолютно всеми цепями логистической цепочки. 4PL-провайдер глубоко вовлечен в бизнес-процессы интернет-магазина, он выступает единым посредником между продавцом и всеми остальными логистическими подрядчиками, если они привлекаются.
5PL-логистика
В отличие от остальных логистических операторов, 5PL-провайдеры занимаются не только логистикой, но и продажей товаров. По такой схеме работают, например, AliExpress и Amazon. Подробнее об этих разновидностях можно почитать в статье «Что такое 3PL-логистика».
Виды контроля в логистике
Разумеется, логистику, как и любой другой рабочий процесс, нужно постоянно контролировать. На практике контроль в логистике делится на два основных вида:
- стратегический контроль
- оперативный контроль
Стратегический контроль логистики
Целью стратегического контроля является отслеживание ключевых показателей как со стороны логистических подрядчиков, так и со стороны сотрудников интернет-магазина. Он состоит из нескольких этапов:
- планирование, т. е. определение ключевых показателей логистической деятельности, а также плановых значений для каждого из показателей в выбранные периоды
- выявление отклонений между плановыми и фактическими значениями за прошедшие периоды
- определение причин выявленных отклонений, при необходимости – принятие дополнительных мер для устранения отклонений
Часто стратегический контроль сопровождает логистическую стратегию интернет-магазина, если такая имеется.
Оперативный контроль логистики
Целью оперативного контроля является постоянное отслеживание текущих показателей. Для каждого интернет-магазина они будут свои. В общем виде их можно разделить на:
- экономические показатели: стоимость складского хранения, стоимость доставки, логистические затраты на 1 заказ и т.д.
- количественные показатели: скорость доставки, скорость отгрузки, средний срок хранения разных видов товара, избыток либо недостаток складских площадей и т.д.
- сервисные показатели: качество доставки, отзывы покупателей о доставке, сохранность товаров
Оперативный контроль нужно вести в ежедневном режиме. Делать это можно как вручную, так и при помощи различных автоматизированных систем (подробнее о них см. в статье «Автоматизация логистики»).
Один из главных параметров, который обязательно необходимо контролировать – это потери заказов службами доставки. Так, из каждых 10 тыс. заказов в среднем теряются 30. Кроме того по 20 заказам службы доставки по разным причинам не переводят наложенный платеж. Самостоятельно каждый заказ не отследить, но это можно сделать с помощью сервиса PIM.Контроль. Достаточно загрузить в него данные о заказах – и он будет автоматически следить за доставкой и оплатой. В случае потери заказа или задержек оплаты он сам начинает судебно-претензионную работу.
Аналитика в логистике
В основе контроля логистики лежит аналитика. Для достижения задач, стоящих перед логистикой, необходимо анализировать те параметры, которые подлежат контролю. Аналитика проводится в несколько этапов:
- Сбор данных для анализа из excel-таблиц или автоматизированных систем
- Анализ полученных данных
- Выстраивание прогнозов на основе проведенного анализа. Это может быть прогнозирование спроса, сроков доставки, выкупа, расходов и т.д.
- Визуализация полученных результатов в понятные слайды и графики.
Качественная аналитика – это залог успешного контроля логистики и успешной работы интернет-магазина. Имея ее на руках, продавец сможет грамотно управлять своими ресурсами и быть готовым к разнообразным изменениям на рынке.
Очень мощным инструментом является сервис PIM.Аналитика. Он позволяет в реальном времени анализировать ключевые показатели рынка e-commerce. Данные строятся на основании миллионов заказов. Благодаря сервису можно анализировать свой выкуп, сроки доставки, причины невыкупа заказов, работу разных служб доставки в разных регионах, сравнивать свои показатели с показателями конкурентов и многое другое. Это особенно актуально интернет-магазинам, работающим с разными курьерскими службами.