3 PL расшифровывается как Third Party Logistics – третья стороны логистики. 3PL логистикой называют процесс, при котором нанятая магазином компания берет на себя большую часть логистических процессов – от складирования до доставки товара покупателю. Соответственно 3PL-операторы оказывают весь комплекс подобных услуг. По такому принципу работают курьерские службы и операторы фулфилмента.
Но что это за «стороны логистики» и почему это «третья сторона»? Дело в международной классификации. Любому интернет-магазину, помимо собственно продажи товаров, нужно заниматься вопросами, связанными с логистикой. Разные магазины решают это по-разному. Кто-то все делает сам, а кто-то полностью отдает все процессы на аутсорс. Существует классификация вовлеченности подрядчиков в логистические процессы интернет-магазина. Давайте ее рассмотрим.
1PL – владелец груза (в данном случае интернет-магазин) проводит все логистические операции своими силами, не привлекая никаких подрядчиков.
2PL – интернет-магазин делегирует подрядчику или подрядчикам отдельные этапы своей логистической цепочки, например, хранение товара на складе или доставку товара в другой город.
3PL-логистика – это процесс, при котором большая часть логистических операций, в том числе хранение, транспортировка, маркировка, упаковка и др., передается на аутсорс. По-другому это называют 3PL-фулфилмент.
4PL – оператор полностью берет на себя управление всеми логистическими процессами владельца грузов.
5PL – оператор занимается не только хранит и доставляет, но и продает товары. Производителю нужно только изготовить товар, дальше за него все сделает оператор. Например, по такой схеме работают Amazon и AliExpress.
Кто такие 3PL-провайдеры
Сейчас многие грузовые компании, в том числе состоящие из двух газелей и одного водителя, начали называть себя модным термином «3PL-оператор». Между тем далеко не всякая компания имеет отношение к 3PL-логистике и может называть себя 3PL-провайдером. Рассмотрим, какими качествами они должны обладать.
- Наличие собственных складских площадей, позволяющих осуществлять хранение товаров разных категорий и габаритов, а также оказывать полный комплекс складских услуг
- Наличие собственного автопарка, который способен перевозить грузы разных размеров, разной хрупкости в требуемых температурных режимах
- Наличие программного обеспечения для организации приемки, хранения, маршрутизации автоперевозок, контроля водителей и т.п.
3PL-услуги
Операторы предоставляют владельцам грузов весь комплекс 3PL-услуг. 3PL-логистика состоит из следующих элементов:
- Приемка товаров на складе. Первый этап 3PL-логистики. 3PL-операторы принимают товары для дальнейшего хранения на своих складах. Нередко для передачи товаров 3PL-провайдеру нужно заранее подавать заявку. Это помогает рассчитывать нагрузку на складские мощности.
- Хранение товаров на складе. Товары должны храниться в комфортных для них условиях, чтобы была обеспечена их максимальная сохранность. Нужно обращать внимание на то, способен ли 3PL-оператор обеспечить надлежащие условия хранения, например, необходимый температурный режим.
- Кросс-докинг. Товары проходят через склад, но не отправляются на длительное хранение. Они сразу распределяются по отдельным заказам и отправляются покупателям.
- Транспортировка. 3PL-провайдер своими силами доставляет товар на склад. а оттуда направляет его конечным покупателям.
- Маркировка товаров. После приемки 3PL-оператор присваивает товары кодовые обозначения для его учета, хранения и дальнейшей отгрузки.
- Учет товара. 3PL-провайдер контролирует движение и сохранность товаров на своем складе. Управление запасами. 3PL-оператор рассчитывает остатки товаров, свободные складские помещения, оптимальное количество помещений для хранения и места их расположения.
- Сборка заказов. Оператор 3PL-логистики формирует посылку из хранящихся на его складе товаров и отправляет его по адресу доставки.
- Упаковка и переупаковка товаров. На этапе сборки заказа 3PL-провайдер подбирает оптимальную для каждого товара упаковку и упаковывает товар. От того, как грамотно он это сделает, зависит общий вес посылки, количество поставок на один заказ, сохранность товара и, в конечном итоге, удовлетворенность покупателя.
- Возврат товаров. В том случае, когда покупатель отказывается от заказа, 3PL-оператор принимает товар к себе на склад.
- Информационная поддержка. 3PL-провайдер находится на постоянной связи с владельцем товара и в любой момент может ответить на возникающие вопросы и предоставить необходимую консультацию.
В рамках 3PL-логистики возможны и дополнительные услуги со стороны провайдеров, такие как:
- услуги экспедиторов
- услуги таможенных брокеров
- страхование грузов
Преимущества 3PL-логистики
Передача всех логистических процессов на полный аутсорс, несомненно, имеет множество плюсов. Перечислим основные из них:
- Экономия времени. Все хлопоты по организации логистики берет на себя 3PL-провайдер. Продавец освобождает себя от головной боли, связанной со складами, автопарком, водителями и пр. Он может полностью сосредоточиться на продажах своих товаров.
- Экономия денег. Продавцу не нужно содержать собственный автопарк, складские мощности, нанимать дополнительный персонал, устанавливать программное обеспечение, контролировать работу, заниматься бухгалтерскими вопросами и т.д. 3PL-логистика обходится дешевле. Получается неплохая экономия.
- Доступ к передовым технологиям 3PL-логистики. Обычно у продавцов нет времени следить за последними достижениями логистики и внедрять их в свою работу. А если поручить это 3PL-оператору, то нужные технологии будут всегда под рукой.
- Расширение географии работы. Благодаря 3PL-провайдеру можно организовать продажу в новых регионах и странах
Недостатки 3PL-логистики
3PL-логистика, как и любая передача работы на аутсорс, имеет свои недостатки. Среди них:
- ограниченные возможности влиять на логистические процессы
- зависимость результатов деятельности от работы сторонней организации
- риск утечки чувствительной информации
Кому актуальна 3PL-логистика
Без аутсорсинга разных элементов логистики могут обойтись только очень маленькие либо очень крупные интернет-магазины. Первые могут хранить товары на небольшом складе и самостоятельно их развозить либо отвозить в почтовые отделения. Вторые – содержать гигантскую складскую и транспортную инфраструктуру, получая выгоду от эффекта масштаба.
Всем остальным так или иначе приходится обращаться к внешним подрядчикам. 3PL-фулфилмент – один из вариантов организации логистики для интернет-магазина. Здесь каждый магазин решает сам – готов ли он отдать всю логистику на откуп 3PL-оператору или оставить какой-то из элементов за собой. У каждого продавца своя ситуация. Как правило, чем больше он отгружает заказов, тем ему выгоднее пользоваться услугами 3PL-провайдеров.
В целом 3PL-логистика является отличной альтернативой собственной логистической службе и позволяет значительно оптимизировать работу интернет-магазина.