Логистика по праву считается одним из самых сложных процессов в работе ритейлеров. Когда у магазина мало заказов, особых проблем не возникает. Но как только их количество начинает превышать некий порог, продавец зачастую просто перестает контролировать собственные товары, их отправку и нахождение в пути. Тогда продавцы начинают задумываться о том, как автоматизировать процессы логистики.
Над выстраиванием систем управления логистикой постоянно работают множество компаний, от мелких стартапов до гигантов рынка типа Amazon и Walmart. На сегодняшний день на рынке представлено множество решений — на любой вкус и кошелек. Расскажем, на что следует обратить внимание при автоматизации логистики. Она может быть реализована двумя способами: собственный транспортный сервис и внешние службы доставки. Соответственно, автоматизировать процессы там нужно по-разному. Рассмотрим эти процессы по-отдельности.
Что дает автоматизация транспортной логистики для служб доставки компании
Если магазин доставляет товары самостоятельно, его главная задача — максимально эффективно выстроить процесс доставки товаров. Интернет-магазинам важно, чтобы заказы доставлялись вовремя, в нужном количестве и с минимальными затратами. Что здесь можно автоматизировать?
Основные решения для автоматизации процессов логистики следующие.
Планирование маршрутов
Специальные программы помогают спланировать маршруты с учетом количества, габаритов и категорий товаров, оперативно корректировать маршруты, а также распределять заявки между исполнителями. С помощью систем управления можно прогнозировать основные параметры, в т.ч. время выезда, время доставки, пробег автомобиля по каждому транспортному средству и по точкам доставки. Подобная система автоматизации процессов логистики позволяет сократить средний пробег каждого автомобиля на 10-30%, а также снижает нагрузку на персонал. Сервисов для этих задач на рынке довольно много. В качестве примеров можно привести Яндекс.Маршрутизацию, Maxoptra, Инструменты логиста.
Контроль за водителями и состоянием транспорта
Многочисленные системы по автоматизации транспортной логистики дают возможность контролировать буквально каждый шаг водителей, экспедиторов и курьеров. За их перемещениями можно следить в режиме реального времени. Также можно отслеживать общий пробег, расход топлива, управление автомобилем, места и продолжительность остановок, температуру в салоне и кузове, состояние автомобиля, здоровье водителя и т.д.
Эти сервисы позволяют значительно сократить человеческий фактор в логистике, наладить эффективный контроль за персоналом, повысить качество клиентского сервиса. Здесь тоже нет недостатка в предложениях. Например, для контроля за водителями можно воспользоваться сервисами 1С:Управление автотранспортом, МТС Транспорт, АвтоГРАФ, ГЛОНАСС Soft и подобными.
Контроль работы курьеров
Не менее важно контролировать работу курьеров — собственных и внешних. Для этого тоже есть подходящие программные решения. С их помощью можно отслеживать перемещения курьеров, время доставки заказов, получение товаров и др. Этот такие сервисы, как B2Field, Мобифорс. Pingdelivery, Максоптра.
Автоматизация документооборота
Для этой задачи также есть множество решений — на любой вкус и кошелек. Специальный софт позволяет автоматизировать всю бумажную волокиту, связанную с выпиской накладных, путевых листов, формированием заказов, получением бухгалтерских документов, проведением и получением банковских платежей и многим другим. Внедрение специализированных решений, например “Умная логистика”, КиберЛог, АвтоПеревозки, Грузоплан поможет облегчить жизнь и сократить расходы на транспортный персонал.
Кроме того есть большое количество программных решений, позволяющих решать все описанные выше задачи в рамках одного продукта. Используя такие продукты, как Мегалогист, 1С TMS Логистика, ТИС онлайн, Корс Автопредприятие, можно эффективно автоматизировать логистические процессы.
В целом, имеющиеся на рынке продукты позволяют добиться практически полной автоматизации процессов транспортной логистики. Проблема в том, что внедрение этих решений в логистические процессы обходится достаточно дорого, автоматизированная логистика не всегда окупается. Поэтому, каждый продавец должен сам определить, какие услуги ему нужны и позволят заработать, а от каких лучше отказаться, пока объем заказов не вырастет в несколько раз.
Автоматизация работы со службами доставки
Содержать собственный транспортный сервис хлопотно и дорого, поэтому абсолютное большинство продавцов предпочитают работать с внешними службами доставки. С одной стороны, это очень удобно. Все хлопоты по планированию маршрутов, контролю за пробегом и водителями, большая часть бумажной волокиты ложатся на плечи доставщиков. С другой стороны, продавец не может контролировать весь процесс логистики, от которого во многом будет зависеть впечатление покупателя.
Конечно, можно отслеживать отправления по трек-номерам, но когда таких отправлений тысячи, вручную это делать достаточно сложно. А если компания работает сразу с несколькими СД, то нужно настраивать перевозки так, чтобы вся транспортная логистика координировалась между собой и это было выгодно отправителю. Для этих задач тоже есть подходящие решения, позволяющие оптимизировать процессы с внешними логистами.
Агрегация служб доставки на платформе MetaShip
Когда продавец работает сразу с несколькими службами доставки, неизбежно возникает множество проблем: кому поручить тот или иной заказ, у кого это выгоднее, у кого лучше выкуп в конкретном регионе, какой способ отправления выбрать, как отслеживать KPI разных доставщиков, как отслеживать заказы сразу у всех СД и многое другое.
Все эти процессы можно легко автоматизировать, подключившись к агрегатору служб доставки, например, к платформе MetaShip. К сервису подключено более 30 СД, которые можно отслеживать на одной странице. Можно подписать единый договор сразу на все отправки, анализировать качество работы курьерских служб, получить единый тарификатор и проверять статусы заказов по всем СД на одной странице.
Автоматизация контроля заказов с сервисом PIM.Контроль
К сожалению, службы доставки нередко теряют посылки или забывают перевести наложенный платеж за заказы. По нашей статистике, на каждые 10000 заказов теряются 30 из них, еще по 20 не переводятся наложенные платежи. Вручную этот процесс отследить невозможно, но помочь в этом может сервис PIM.Контроль. Принцип работы очень прост — данные о заказах загружаются в сервис, который сам следит за статусами и оплатой. Если заказ теряется или задерживается платеж, то автоматически начинается судебно-претензионная работа. Автоматизированная система логистики во всей красе.