В новом обзоре Ольга Сатановская не только подводит итоги месяца по среднему чеку, доле предоплаты и выкупу в разных товарных категориях. В финале статьи на основании важных факторов эксперт составила рейтинг, выявив «идеальные» категории. Рейтинг будет полезен интернет-продавцам.
Ольга Сатановская, генеральный директор PIM Solutions.
Мы регулярно выпускаем обзоры, посвященные тому, как меняются средний чек, доля предоплаты, уровень выкупа и сроки доставки наиболее популярных товарных категорий в e-commerce. Эти показатели позволяют оперативно отслеживать, как меняется рынок.
В нашем новом обзоре мы решили посмотреть на эту статистику немного под другим углом, и сопоставить анализируемые показатели по отношению к конкретным товарам.
● Какой товар был бы идеальным для продавцов?
● С высоким средним чеком, максимальным уровнем предоплаты и наибольшим уровнем выкупа.
Вот мы и сопоставим все эти показатели и выявим товары с лучшим соотношением. Для этого воспользуемся данными за январь-октябрь 2023 года. Сроки доставки отдельных товаров отличаются не так сильно, поэтому их мы в расчет брать не будем. Как обычно, мы пользуемся данными PIM Solutions, основанными на показателях 70 тысяч интернет-магазинов.
Сначала посмотрим на товары в разрезе отдельных показателей.
Средний чек
По среднему чеку наблюдается самая заметная разница между лидерами и аутсайдерами. Тройку лидеров традиционно составляют ювелирные украшения, электроника и бытовая техника. На последних местах – бытовая химия, товары для взрослых и книги.
Нужно иметь в виду, что наиболее дорогие товары реже заказывают: ювелирные украшения и бытовую технику явно покупают не каждый день. Также у дорогих товаров обычно возникает больше сложностей с доставкой.
Доля предоплаты
В 2023 году россияне стали быстрее забирать интернет-заказы Продавать товары по предоплате намного приятнее, чем с «наложкой»: не нужно ждать, пока поступят деньги от службы доставки, да и выкуп будет заметно выше.
Среди лидеров по предоплате канцтовары, электроника и игры. Меньше всего предоплачивают заказы с автотоварами, одеждой и обувью, а также товарами для дома и сада. Автотовары – единственная категория, где по предоплате проходит меньше половины заказов.
Как видим, по этому показателю совсем другие лидеры и антилидеры, чем в среднем чеке. Исключение – электроника.
Выкуп
В верхней части таблицы лидеров по выкупу наблюдается очень высокая плотность, разница составляет десятые доли процента. А вот внизу таблицы мы видим явных отстающих.
Итак, лидерами по выкупу стали антиквариат, канцтовары и товары для хобби и творчества. Антилидеры – товары для животных, одежда и обувь, ювелирные украшения (безусловный лидер по среднему чеку). Мы видим, что и здесь лучшие и худшие товары мало пересекаются с другими категориями.
Итог
Переходим к самому интересному. Чтобы сопоставить все характеристики, мы ввели принцип ранжирования: по каждому из показателей категориям товаров присваивается значение в соответствии с позицией в таблице. 1 место – 23 балла, 2 место – 22 балла и т.д. Потом у каждой категории складываются баллы по каждому из показателей, у кого больше сумма баллов, тот и занимает первое место.
Этот принцип позволяет получить общее представление об «успешности» каждой товарной категории. Вот что у нас получилось.
Итак, тройка лидеров проявилась вполне отчетливо. Первое место заняла категория «Антиквариат и коллекционирование», второе – «Электроника», третье – «Все для игр». Именно эти товары имеют лучшее соотношение среднего чека, выкупа и доли предоплаты.
Аутсайдеры рейтинга сильно отстали от лидеров. Последнее место заняли товары для животных, предпоследнее – бытовая химия, третье место с конца – одежда и обувь. Любопытно, что разница в баллах между разными товарами весьма ощутимая, иерархия прослеживается очень четко.
Вот такими получились выводы исследования. Безусловно, по одним этим данным нельзя судить о преимуществах одних товаров над другими для интернет-продавцов. Нужно учитывать частотность заказов тех или иных товаров, стоимость доставки, требования к хранению и огромное количество других факторов. Однако эта информация позволяет по-новому взглянуть на разные товарные категории и сделать для себя интересные выводы.
Ольга Сатановская,
генеральный директор PIM Solutions.
Для NEW RETAIL