PIM.Index: рейтинг предложений по логистике в российском e-commerce
Перейти к рейтингу
опубликовано: New Retail

Итоги 4 квартала и всего 2023 года в e-commerce: как изменились средний чек, выкуп, доля предоплаты и сроки доставки

время чтения: 7 мин.
113
0

Итоги 4 квартала и всего 2023 года в e-commerce: как изменились средний чек, выкуп, доля предоплаты и сроки доставки

Недавно завершился самый горячий квартал, а вместе с ним и весь 2023 год. Его глобальные итоги мы уже подвели, пришло время проанализировать самые свежие цифры по ключевым показателям.

Ольга Сатановская, генеральный директор PIM Solutions.

Данные 4 квартала 2023 года мы сравнили с 3 кварталом 2023 года и 4 кварталом 2022 года, а показатели 2023 года сопоставили с цифрами 2022 года. Для этого были проанализированы данные 71 тыс. интернет-магазинов и 64,8 млн заказов, прошедших через сервисы PIM Solutions в прошлом году.

Получилось интересно и показательно. Как всегда, начнем со среднего чека.

Средний чек

В 4 квартале средний чек ожидаемо вырос: за год на 26%, а за квартал – всего на 4%. Если в 3 квартале наиболее низкий средний чек был у товаров для взрослых, то сейчас их потеснила бытовая химия. Лидером же как обычно с большим отрывом являются ювелирные украшения.

По сравнению с 4 кварталом 2022 года средний чек вырос почти у всех товаров, хотя стоит отметить «неудачиков» – канцтовары и товары для взрослых. А вот по сравнению с прошлым кварталом наблюдается намного более пестрая картина. Особенно не повезло играм, детским товарам и электронике, у которых средний чек упал на десятки процентов. Видимо, в этих категориях покупатели нашли очень хорошие скидки на распродажах.

Лидерами по росту среднего чека стали товары для животных, дома и сада и мебель.

По итогам всего 2023 года средний чек вырос на внушительные 40% до 5815 рублей, что неудивительно, учитывая в том числе рост цен. Этот показатель снизился буквально в нескольких категориях, причем значительно. Они закономерно заняли последние места среди всех категорий. Бытовая химия, товары для взрослых, книги и товары для животных – вот главные «лузеры года» по среднему чеку.

Большая часть товаров показала внушительный рост, особенно преуспели электроника, автотовары и антиквариат. Поздравляем продавцов этих товаров.

Доля предоплаты

На протяжении последних лет мы постоянно отмечаем рост доли предоплаченных заказов. Прошлый год, разумеется, не стал исключением, предоплата продолжила расти, но не такими стремительными темпами, как можно было ожидать. В декабре по сравнению с ноябрем доля предоплаты увеличилась на 3,2%, а по сравнению с декабрем 2022 года – на 6,5%.

Есть категории, где доля предоплаты даже снизилась. В первую очередь следует отметить канцтовары, которые были лидером по этому показателю в 3 квартале. В последнем квартале года эта категория утратила позиции. Теперь ведущие места занимают электроника и игры. Также следует отметить рост доли предоплаты у товаров для животных и бытовой химии.

По итогам 2023 года в целом доля предоплаты составила 65%, что на 5,4% больше, чем годом ранее. Только у товаров для хобби и творчества этот показатель слегка снизился, все остальные показали уверенный рост. Больше других преуспели ювелирные украшения, лекарства и товары для взрослых.

При этом оплата товаров при получении остается актуальной услугой. Так, в прошлом году ее запустил Авито при непосредственном участии PIM Solutions, и эта опция сразу стала довольно популярной.

Сроки доставки

Можно уверенно констатировать, что службы доставки блестяще справились с периодом распродаж и повышенного спроса. Если в 3 квартале мы отмечали небольшое повышение сроков доставки, то в 4 квартале доставщики исправились и показали положительный результат почти во всех категориях.

Также в 4 квартале сменились лидер и антилидер: самой быстродоставляемой категорией вместо бытовой химии стала электроника, а товары для животных уступили звание самой долгодоставляемой категории мебели.

По результатам всего года средний срок доставки составил 4,8 дня, что немного меньше показателей 2022 года. Однако этот показатель улучшился далеко не во всех категориях, в большинстве из них сроки доставки увеличились. В абсолютных цифрах это незначительные колебания, так что о каких-то значимых изменениях и ухудшении сервиса, конечно же, речи не идет.

Уровень выкупа

В 2023 году россияне стали быстрее забирать интернет-заказы Выкуп в 4 квартале явно не порадовал. Год назад в распродажный период россияне куда охотнее выкупали заказанные товары. По сравнению с прошлым кварталом больше всех подтянулись товары для животных, но все равно остались категорией с самым низким выкупом.

По сравнению с 4 кварталом 2022 года ситуация с выкупом еще хуже. Он вырос только в пяти категориях, больше всего у товаров для спорта и отдыха. А вот продукты питания, бытовая химия и товары для животных заметно ухудшили свои результаты.

В целом уровень выкупа в 4 квартале составил 90,8%, что хуже результата за весь 2023 год.

Общие годовые результаты лучше квартальных. Здесь наоборот только в пяти категориях результаты ухудшились. Однако общий результат (то есть с учетом заказов без указания категорий) все же снизился на 0,5% по сравнению с 2022 годом.

 В целом по результатам 4 квартала и всего 2023 года мы видим, что показатели у интернет-магазинов если и растут, то не такими темпами, как многим бы хотелось, а по каким-то показателям продавцы начали проседать. Им явно нужно работать над повышением своей эффективности.

Ольга Сатановская,

генеральный директор PIM Solutions.

Для NEW RETAIL 

Комментарии (0)
Написать комментарий
ООО «Помощь интернет-магазинам» г. Москва, ул. Садовническая, д.14 стр.2, этаж 6, пом.I комната 1 +7 (499) 647-74-74 8 800 770-05-94

Укажите службы доставки, для которых вы бы хотели получать сервис Итоги 4 квартала и всего 2023 года в e-commerce: как изменились средний чек, выкуп, доля предоплаты и сроки доставки

Электронная почта

Телефон

Перечислите все службы доставки, с которыми вы работаете или собираетесь работать

Электронная почта

Телефон