Продолжаем наши ежемесячные обзоры того, как меняется динамика среднего чека, выкупа, доли предоплаты и сроков доставки в e-commerce. В последние годы ноябрь активно становится «вторым декабрем». В 2022 году этот тренд снова подтвердился. Все параметры выглядят неплохо, и только сроки доставки ушли в «красную зону».
Ольга Сатановская, генеральный директор PIM Solutions
В прошлый раз мы рассказывали об итогах октября, а сейчас посмотрим, как на эти же показатели повлияли ноябрьские распродажи. В последние годы ноябрь постепенно становится самым активным месяцем в электронной торговле, перехватывая это звание у декабря. А сейчас на эту тенденцию наложилось снижение доходов у покупателей и их «стремление к рациональным тратам». К каким же результатам это привело?
Средний чек
Визуально заметно, что в большинстве товарных категорий средний чек упал, причем как по сравнению с прошлым месяцем, так и с ноябрем 2021 г. При этом обобщенное значение почти не изменилось.
По сравнению с октябрем наибольший рывок сделали электронные сигареты (которые, тем не менее, сильно упали за последний год), игры и антиквариат. А вот за год самую впечатлительную динамику показали бытовая химия (хотя в октябре на нее тратили еще больше), мебель и ювелирные украшения. Эти категории можно назвать прорывом года в e-commerce. О мебели говорилось достаточно много, а остальные две категории незаслуженно обделены вниманием.
Категорий с упавшим средним чеком заметно больше. Особенно велики цифры в сравнении с прошлым годом. Больше всего просели канцелярские товары, а также товары для спорта и творчества. По сравнению с октябрем существеннее всего средний чек снизился у бытовой химии, автотоваров и электроники. Покупатели заказывали подешевевшие на распродажах товары, но ограничивались маленьким количеством товаров в заказе. Сказалось стремление к экономии.
Доля предоплаты
В отличие от среднего чека, предоплата стабильно растет. Убедиться в этом можно на картинке.
Общая доля – 61,8%. Хорошо видно, что покупать по предоплате стали чаще почти во всех категориях. По сравнению с прошлым ноябрем наибольший рост показали товары для взрослых, мебель и детские товары. Причем отмеченная разница – это абсолютные цифры, а не относительные. То есть, например, у товаров для взрослых год назад доля предоплаты составляла 46,3%, а в этом ноябре – 66,3%, отсюда и разница в 20%. За месяц наибольшую разницу показала бытовая химия – сразу +25%, хотя средний чек, как мы видели, значительно снизился.
Единственная категория, где доля предоплаты заметно упала по сравнению с прошлым месяцем и прошлым годом – это музыка и видео, их покупатели хотят оплачивать при получении.
В целом увеличение доли предоплаты тоже можно связать с распродажами: подешевевшие товары можно оплатить сразу.
Сроки доставки
А вот в сроках доставки мы видим сплошной красный цвет.
Увеличение сроков доставки по сравнению с октябрем легко объяснить увеличением количества заказов, а вот сравнение с ноябрем 2021 года выглядит не в пользу служб доставки. Больше всего сроки доставки снизились у бытовой химии, игр и мебели.
Впрочем, если посмотреть на более общую картину, то мы увидим, что не все так плохо. Во-первых, увеличение сроков доставки на 10-20% означает, что заказы стали везти всего на несколько часов дольше. Во-вторых, если смотреть данные по всем заказам, в т.ч. тем, где не определена категория, то мы увидим, что сроки почти не изменились.
Выкуп
Взглянув на картинку, легко понять, что выкуп уверенно растет почти во всех категориях, однако в основном разницу составляют доли процента.
Единственное значимое изменение – это резкое падение выкупа в категории «Спорт и отдых» по сравнению с ноябрем прошлого года. Это и предопределило ее последнее место по выкупу среди всех категорий.
В целом, тот факт, что в нынешних условиях выкуп не падает, уже можно считать успехом. Это тоже можно связать с распродажами: мало кто хочет отказываться от товаров со скидками. Интернет-магазинам нужно прикладывать усилия, чтобы выкуп не падал и в дальнейшем.
Такими получились итоги распродажного ноября. В следующий раз мы подведем итоги не только декабря, но и всего 2022 года.
Ольга Сатановская,
генеральный директор PIM Solutions.
Для New Retail