Рейтинг потребительского поведения российских регионов в пространстве E-Commerce 2024
Посмотреть рейтинг
опубликовано: VC.RU

О чем говорят маркетплейсы

время чтения: 10 мин.
3983
0

О чем говорят маркетплейсы

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь

В конце года в разных отраслях принято подводить итоги, и e-commerce не является исключением. Обычно для этого смотрят на цифры по рынку либо просто делятся внешними наблюдениями. Мы решили поступить по-другому и посмотреть на то, что о себе говорили лидеры рынка, а именно – какие слова они чаще всего использовали. Для этого мы взяли новости из официальных сайтов топ-10 интернет-магазинов (прежде всего, разумеется, маркетплейсов) и посчитали самые частотные слова из их лексикона.

Однако сами по себе эти слова мало о чем говорят, тем более, их список легко предсказуем. А если составить такой же список по итогам прошлого года и посмотреть, какие слова стали употребляться чаще, а какие реже – можно увидеть много интересного и неочевидного из того, чем жил e-commerce в 2021 году. Именно по такому принципу в разных странах определяются «слова года».

Давайте посмотрим на топ-10 самых употребляемых слов этого года в российском e-commerce.

Как уже отмечалось здесь все слова более-менее очевидные и ни о чем интересном они не говорят. Разве что можно отметить любовь онлайн-продавцов к рассказам о своем росте во всех его проявлениях.

Так что давайте посмотрим на топ-5 наиболее участившихся в употреблении слов, они же «слова года – 2021» в российском e-commerce.

Здесь уже складывается намного более интересная картина. Давайте рассмотрим эти слова по отдельности.

Продавец

Итак, больше всего взлетело слово «продавец». Оно и неудивительно. В этом году маркетплейсы активно привлекали новых продавцов, выходили в новые страны и там тоже искали продавцов, вводили для них всевозможные сервисы, и, конечно же, активно об этом рассказывали. Продавцы – это кровь любого маркетплейса, и привлекать их не менее важно, чем покупателей. Именно поэтому площадку делают на них такой большой акцент в публичных коммуникациях. Лингвистический анализ подтверждает, что маркетплейсы медленно, но верно из площадок для покупателей превращаются в площадки для продавцов.

Тем не менее, мы ожидаем, что в будущем слово «продавец» будет употребляться реже. Не из-за снижения их важности, а потому что будет вытесняться словом «селлер». Во-первых, всех нас учили, что часто повторяющиеся слова нужно разбавлять синонимами. Во-вторых, слово «селлер» более четко указывает на принадлежность к екому, а не к уличным рынкам. В-третьих, просто из любви к иностранным словам.

Пользователь

Участившееся употребление слова «пользователь» прежде всего указывает на то, что в этом году маркетплейсы активно развивали свои разнообразные сервисы. Собственно этим словом они называли как продавцов, так и покупателей, но не всех подряд, а только тех, кто пользовался многочисленными сервисами, которые маркетплейсы в этом году запускали с завидной регулярностью. А поскольку главным критерием эффективности этих сервисов является количество подключенных пользователей и их удобство, пиарщики маркетплейсов не скупились на употребление этого слова.

Сервис

Использование слова «сервис» подтверждают тезисы из предыдущего пункта. Интернет-магазины активно запускали и развивали самые разные сервисы: цифровые, рекомендательные, персонализированные, финансовые, подписочные, бесшовные экспресс-доставки и т.д. Разумеется маркетплейсы регулярно рассказывали о самих сервисах и результатах их внедрения. Так что 2021 год в екоме стал не только годом продавцов, но и годом сервисов.

Категория

В текущем году маркетплейсы проявляли повышенное внимание к товарным категориям. А с учетом постоянно расширяющегося ассортимента поводов для употребления слова было предостаточно. Также магазины охотно отчитывались о росте продаж в тех или иных категориях.

Россиянин

Это слово в основном использовалось как синоним слова «покупатель». Но обычно оно все же используется в определенных контекстах. Так, национальная принадлежность покупателей особо подчеркивается, когда речь идет о продаже зарубежных товаров, а поставка товаров из-за рубежа в 2021 году развивалась весьма активно. Еще слово «россиянин» пускается в ход, когда магазины начинают рассказывать о потребительских предпочтениях своих покупателей.

Так что можно заключить, что, сколько бы маркетплейсы ни рапортовали о выходе на зарубежные рынки, продажу зарубежных товаров в России они наращивают куда активнее, чем продажу российских товаров за рубеж. По крайней мере, об этом говорят их собственные слова.

***

Теперь посмотрим за слова, употребление которых больше всего сократилось в течение 2021 года.

Бренд

Интернет-магазины стали куда реже говорить о брендах. При этом, как мы помним, стали намного чаще упоминать товарные категории. Это говорит о смещении фокуса продавцов. Похоже, они уже наигрались в жонглирование представленными брендами и поняли, что покупателям от них нужно не это. Для россиян важнее представленность разных категорий, чем наличие престижных брендов. Покупательская способность населения не растет, так что это вполне логично.

Миллиард

В 2020 году маркетплейсы активно рапортовали о своих миллиардных выручках. В этом году с миллиардами у них по-прежнему было все в порядке, но рассказывать об этом они стали заметно реже. По всей видимости, головокружение от успехов прошло, и магазины стали прикладывать основные усилия в то, чтобы заработать новые миллиарды, а не рассказывать о миллиардах текущих.

Рынок

Как и с миллиардами, крупнейшие онлайн-продавцы в этом году наигрались и с рынками. Они меньше стали говорить о рынке в целом, рынке электронной торговли, а также анализировать рынки по разнообразным категориям (рынок смартфонов, рынок носимых устройств, рынок умных колонок и т.д.). Меньше слов – больше дела.

Доставка

В 2020 году доставка была большой проблемой, когда карантинные ограничения и резко увеличившееся число заказов по всей стране едва не обрушило всю логистику. Интернет-магазины наперебой сообщали о том, что у них с доставкой все хорошо. В этом году такая необходимость отпала. К тому же многие онлайн-продавцы переложили эти проблемы на плечи служб доставки и вздохнули с облегчением. В этой ситуации лишний раз говорить о доставке и связанными с ними проблемами нет никакой нужды.

Модель

Это многозначное слово в прошлом году пользовалось большой популярностью у интернет-продавцов. Они охотно рассказывали о моделях работы, бизнес-моделях, операционных моделях и особенно – о моделях техники. В этом году магазины так же активно говорили о моделях своей работы, внедряли много новинок на этом поприще, а вот с моделями техники, как и с брендами, наигрались. Отсюда и резкое сокращение упоминаний этого слова.

Итак, о чем же говорят маркетплейсы, каким стал 2021 год в их собственных описаниях? Больше всего онлайн продавцы говорили о подключенных продавцах и новых запущенных сервисах, востребованных пользователями, а также о категориях товаров, востребованных у россиян. А вот о брендах, моделях и рынках, а также о миллиардах и доставке рассказывать стали намного меньше. Главный вывод – гиганты рынка стали меньше говорить о новых горизонтах и хвастаться своими достижениями. Этот год прошел в напряженной работе и борьбе за покупателя. А дальше будет только интереснее. Обязательно продолжим следить за словесным самовыражением лидеров рынка и препарировать их рассказы о себе.

Агрегатор служб доставки для интернет-магазинов MetaShip
Узнайте, как сделать вашу логистику проще и дешевле
Нажимая на кнопку «Отправить заявку», вы разрешаете обработку, хранение и другие операции с персональными данными
Комментарии (0)
Написать комментарий
ООО «Помощь интернет-магазинам» г. Москва, ул. Садовническая, д.14 стр.2, этаж 6, пом.I комната 1 +7 (499) 647-74-74 8 800 770-05-94

Укажите службы доставки, для которых вы бы хотели получать сервис О чем говорят маркетплейсы

Электронная почта

Телефон

Перечислите все службы доставки, с которыми вы работаете или собираетесь работать

Электронная почта

Телефон