Третий квартал завершился, и с учетом теплого сентября его смело можно называть полностью летним. И если в плане погоды прошедшие 3 месяца выдались однозначно благоприятными, то итоги работы интернет-магазинов вышли противоречивыми, как и в предыдущие кварталы.
Ольга Сатановская, Генеральный директор PIM Solutions.
Как обычно, показатели квартала мы сравнили с аналогичными данными за предыдущий квартал и за 3 квартал прошлого года. Средний чек продолжает уверенно расти, доставка стала быстрее почти во всех категориях, а вот с остальными показателями дела обстоят не так позитивно. Расскажем подробнее.
Средний чек
Средний чек уверенно растет, и в большинстве категорий мы наблюдаем двузначные проценты роста. Как обычно, наиболее внушительные цифры мы наблюдаем в категории ювелирных украшений, которая лидирует с огромным отрывом. Также в 3 квартале преуспела бытовая химия, книги, товары для взрослых и многие другие категории.
Из общего тренда выбились игры, музыка и видео, где средний чек упал как за год, так и за квартал. Не в лучшую сторону этот показатель изменился за год у детских товаров и электроники. Однако эти категории наверняка поправят цифры в высокий сезон.
Доля предоплаты
В России средний чек в категории «красота и здоровье» за 8 месяцев вырос 19% Если во 2 квартале 2024 г. в большинстве категорий доля предоплаты выросла по сравнению со 2 кварталом 2023 г., но упала к показателям 1 квартала 2024 г., то сейчас мы наблюдаем, что этот показатель падает по сравнению и с прошлым годом, и с прошлым кварталом. Отчетливее всего это видно в категории «Все для игр».
Заметно улучшили предоплату в прошедшем квартале мебель, музыка и видео, ювелирные украшения. Но в общем и целом красного цвета на графиках намного больше. Усредненный показатель также уменьшился на более чем 2%.
Характерно, что именно в 3 квартале Ozon сделал доступной оплату при получении для большинства товарных категорий. В маркетплейсе говорят, что в категории одежды, обуви и аксессуаров, где оплата при получении доступна уже давно, средняя цена товаров с постоплатой оказалась в 1,5 раза выше.
Не исключено, что покупатели оценили сервис от маркетплейса и охотнее стали использовать постоплату и в других местах своего онлайн-шопинга. Во времена пандемии казалось, что предоплата победила окончательно, но в последние месяцы и кварталы мы наблюдаем, что хоронить постоплату еще очень рано.
Сроки доставки
Службы доставки поработали в 3 квартале на ура. На графике мы видим сплошной зеленый цвет. И если улучшить показатели прошлого квартала было немудрено, ибо тогда был крупный сбой у одного из доставщиков, то к прошлому году это неприменимо. Сроки доставки стабильны, а значит продавцы и покупатели могут спокойно планировать продажи и покупки.
Посмотрим, как в этот раз службы доставки справятся с высоким сезоном.
Уровень выкупа
В 3 квартале выкуп явно не порадовал продавцов, а по сравнению со 2 кварталом он и вовсе упал почти во всех категориях. Усредненный показатель едва превышает 90%, хотя год назад он был в районе 92%. Покупатели явно стали менее дисциплинированными.
Не в последнюю очередь на это повлияло увеличение доли предоплаты, но это явно не единственная причина. В прошлые кварталы мы наблюдали, что выкуп может снижаться даже при увеличении доли предоплаты. Дело в комплексе причин, связанных с поведением покупателей, и интернет-магазинам нужно внимательно за этим следить и предпринимать меры, чтобы этот показатель не проседал.
А в следующий раз мы подведем итоги высокого сезона и всего 2024 года.
Ольга Сатановская,
Генеральный директор PIM Solutions.
Для NEW RETAIL