Всем известно, что в e-commerce один месяц может разительно отличаться от другого. Своевременное отслеживание этих изменений позволит заметить новые тенденции рынка и вовремя на них отреагировать. Поэтому мы решили ежемесячно делиться с читателями основными показателями рынка за предыдущий отчетный период. Сегодня подведем итог октября.
Ольга Сатановская, генеральный директор PIM Solutions
В качестве таких показателей мы используем средний чек, доля предоплаченных заказов, сроки доставки заказов и доля выкупленных заказов. Подведение итогов по срокам доставки и выкупу требует времени, поэтому обзоры будут выходить во второй половине следующего месяца. Сравнивать мы их будем с данными предыдущего месяца и того же месяца, но годичной давности (год к году). В отчетах будут приводится как сводные данные, так и информация по более 20 товарным категориям. Данные основаны заказах 77 тыс. интернет-магазинов, подключенных к логистическим сервисам PIM Solutions.
Средний чек
Октябрь предшествует главным распродажам года, которые продавцы начинают активно анонсировать минимум за пару недель до их начала. Соответственно во второй половине октября активность интернет-покупателей несколько снижается, поскольку они откладывают покупки в ожидании больших скидок. Как это отразилось на среднем чеке? Давайте посмотрим. Обратите внимание, что средний чек считался только по выкупленным заказам.
На деле средний чек вырос. И если рост по сравнению с октябрем 2021 г. можно объяснить общим подорожанием товаров, то по отношению к сентябрю 2022 г. такой аргумент применим в гораздо меньшей степени. Мы видим рост в большинстве категорий, особенно по сравнению с предыдущим месяцем. При этом есть десяток категорий, на которые год назад россияне тратились гораздо охотнее.
В чем причина: покупатели просто придержали траты в ожидании скидок или же включили режим экономии именно за счет этих товаров? Ответ узнаем через месяц.
Абсолютными лидерами по снижении среднего чека стали игры и электронные сигареты – траты на них упали как по сравнению с прошлым годом, так и с прошлым месяцем. За год на электронные сигареты стали тратить вдвое меньше. А вот товары для животных и бытовая химия демонстрируют уверенный рост.
Любопытно, что абсолютным лидером по среднему чеку стали ювелирные украшения, которые опередили даже бытовую технику, которая была лидером год назад. В то же время средняя цена одного заказа на бытовую химию и товары для взрослых выше, чем на электронику. Такие вот потребительские предпочтения.
Очень интересно, как изменится средний чек во время ноябрьских мегараспродаж. Будем внимательно за этим следить и поделимся результатами в следующем обзоре.
Предоплата
Доля предоплаченных заказов стабильно растет, но темпы этого роста у каждой категории разные. При этом у части категорий доля предоплаты уменьшается. Главный неудачник – это электронные сигареты: у них падает не только средний чек, но и доля предоплаты. У бытовой химии со средним чеком все в порядке, а вот доля предоплаты снижается как по сравнению с прошлым месяцем, так и с прошлым годом.
С прошлого года ряд категорий вырос двузначными темпами, например, мебель, детские товары, одежда и обувь. По сравнению с сентябрем такой впечатляющей динамики уже нет, но товары для животных, а также музыка и видео все же показали внушительный рост.
В целом доля предоплаты составила 57,7%. Более детальную информацию можно посмотреть на графике.
Сроки доставки
Сроки доставки подвержены изменениям в меньшей степени, чем остальные показатели. Однако кое-какие интересные детали отметить можно.
По сравнению с прошлым годом сроки доставки выросли либо не изменились. Быстрее стали доставлять многострадальные электронные сигареты. А главным аутсайдером стали игры: средний чек падает, уровень предоплаты самый высокий, а сроки доставки растут.
В целом доставлять по сравнению с прошлым годом стали немного быстрее. Самые внимательные читатели зададутся вопросом: если по разным категориям сроки доставки варьируются от 2,9 до 3,5 дней, то почему общий срок составляет 3,4 дня? Здесь повлияли заказы, у которых нет данных по товарным категориям. Они тоже вошли в общую статистику.
Выкуп
Наконец переходим к выкупу. Давайте сразу посмотрим на графики. Как видно на графике, по сравнению с прошлым годом он в основном упал, а по сравнению с прошлым месяцем – вырос. Но эти изменения совсем незначительны.
Самыми многострадальными в октябре стали товары для спорта и отдыха. Их выкуп упал на 10% к прошлому месяцу и почти на 12% к прошлому году. Из-за этого они стали абсолютными антилидерами. Интересно, что традиционного антилидера, одежду и обувь, также потеснили ювелирные украшения и товары для животных. На украшения не жалеют денег, но выбирают их очень привередливо. То же можно сказать и о товарах для животных.
А вот лидерами по выкупу стали электронные сигареты (хоть в чем-то о у них положительный результат), товары для хобби и творчества, а также антиквариат.
Вот таким выдался октябрь. А прямо сейчас проходят масштабные распродажи, которые, конечно, окажут большое влияние на результаты ноября. Как изменятся анализируемые показатели, мы узнаем через месяц.
Ольга Сатановская,
генеральный директор PIM Solutions.
Для New Retail