Начиная с первой половины 2020 года и до сих пор в российском екоммерсе растет доля выкупленных товаров. Аналитики PIM Solutions разобрались с основными причинами этого тренда. Какие регионы в числе лидеров и антилидеров по выкупу? Как меняется выкуп в разных товарных категориях?
Ольга Сатановская, генеральный директор PIM Solutions
Уровень выкупа товаров является одним из главных показателей работы интернет-магазинов. Как и любой другой показатель, он различается в зависимости от периода, региона, категории товаров и другим факторам.
Мы в компании PIM Solutions проанализировали данные по выкупу на основании 52,5 млн заказов, прошедших через наши сервисы в январе-сентябре 2021 г., а также данные за 2019 и 2020 гг. Как всегда, обнаружилось много интересного.
Как меняется выкуп заказов по стране
В 2019 году средний уровень выкупа находился на уровне немного выше 85%, и практически не менялся на протяжении года. Однако события 1 половины 2020 г. привели к заметному росту выкупа – по сравнению с предыдущим полугодием он увеличился сразу на 3,5%, до 88,8%. С этой поры уровень выкупа заказов, хоть и не так быстро, но продолжает расти. Во 2 полугодии 2020 г. этот показатель составил 91%, а в 1 полугодии 2021 г. – уже 91,6%.
Если рост 1 половины 2020 г. связан с карантинными ограничениями и массовыми закупками товаров про запас, то сохранение этой динамики можно занести в заслугу интернет-магазинам и службам доставки.
Интересно посмотреть, выкуп растет за счет предоплаченных заказов или заказов, отправленных наложенным платежом?
Сравним выкуп по типам оплаты за 9 месяцев 2021 г. с аналогичным периодом 2020 г. Мы видим, что уровень выкупа медленно повышается в обоих типах оплаты. При этом доля выкупа в типах оплаты остается стабильной: 85-86% в наложке и 98-99% в предоплате. За счет того, что большая часть заказов по-прежнему отправляется наложенным платежом, средний уровень выкупа балансирует в районе 91%.
Почему же по типам оплаты выкуп вырос на 0,3-05%, а общий выкуп – сразу на 3%? Здесь мы подходим к главной причине роста выкупа – с 2019 года по всей стране растет доля предоплаты, а чем больше предоплаты – тем выше выкуп. Давайте посмотрим на динамику роста доли предоплаты с 2019 года – она соответствует динамике уровня выкупа за тот же период.
Если же посмотреть более детальную разбивку по регионам и категориям товаров, то мы увидим, что не везде наблюдается такая радужная картина с выкупом.
Как меняется выкуп в регионах
Если посмотреть на динамику по федеральным округам и сравнить выкуп за 9 месяцев 2020 г. и 9 месяцев 2021 г., то мы увидим, что в каждом округе уровень выкупа вырос на 2-3%. Это повторяет среднюю динамику по стране.
При этом лидеры и антилидеры по выкупу среди федеральных округов не изменились. То же касается и отдельных регионов. В числе лидеров по выкупу заказов находятся преимущественно регионы из Центральной России, а лидером является Москва. Это связано с максимально быстрой доставкой, высокой конкуренцией среди магазинов и служб доставки, высокой доли предоплаты в этих регионах.
В списке регионов с самым низким выкупом тоже без неожиданностей. В лидерах – республики Северного Кавказа и отдаленные регионы. Если первые повторяют тренд всего округа, то низкий уровень выкупа у вторых, предположительно, связан с долгой доставкой и маленькой долей покупок по предоплате.
Как меняется выкуп в товарных категориях
В разрезе товарных категорий наблюдается более интересная картина. Традиционно хуже всего выкупают одежду и обувь, но в этом году показатель немного вырос – с 84% до 85%. А вот товары для животных продемонстрировали самое большое падение по выкупу – с 94% до 91%.
Также на 1% снизился выкуп в категории «Красота и здоровье» – с 95% до 94%. В остальных категориях выкуп вырос либо не изменился.
Мы видим категории, в которых выкуп в этом году не изменился или даже снизился. Лидер по росту – электроника, выкуп в категории вырос с 91% до 95%.
Как изменился выкуп по службам доставки
Логисты в этом году работают по-разному. Судя по нашей статистике, большая их часть демонстрирует более высокие цифры, чем в прошлом году. У 70% служб доставки выкуп в этом году вырос по сравнению с прошлогодними показателями. Соответственно, у 30% их коллег выкуп снизился.
Это еще раз показывает, что интернет-магазинам нужно тщательно подходить к выбору служб доставки. И доля выкупа здесь – один из самых важных показателей на которые нужно ориентироваться. И конечный показатель выкупа заказов будет во многом определяться выбором службы доставки.
Ольга Сатановская, генеральный директор PIM Solutions.
Для New Retail