Агентство Data Insight проанализировало состояние рынка фулфимента в 2019 году. Целью исследования стало детальное описание услуг фулфилмента и принятых моделей ценообразования для того, чтобы интернет-магазины, поставщики и производители смогли определиться с выбором оператора для своего бизнеса.
Фулфилмент – комплекс операций, которые производятся над заказом с момента оформления в интернет-магазине до получения покупателем. В число таких операций входит обработка, хранение на складе, комплектация, доставка заказа покупателю и многое другое.
В нашем обзоре представлены основные результаты исследования Data Insight.
К концу 2018 года рынок фулфилмента в России оценивался в 13 млрд рублей
Суммарно было отправлено более 41 млн посылок. При этом CAGR (среднегодовой темп роста) за 2 года по данным исследования составил 36%. Количество складских площадей увеличилось в 1,6 раз, а постоянных сотрудников стало на 1/3 больше. Стоит отметить, что эта оценка не включает Wildberries. Модель работы компании похожа на фулфилмент, однако, это хороший вариант ведения бизнеса в условиях растущего рынка. За 2018 год выручка Wildberries превзошла суммарную цифру для всего российского фулфилмента и достигла 119 млрд рублей. Компания забирает себе всего 19% стоимости заказа – в нее входит реклама и фулфилмент (без доставки). Чистая прибыль компании не превышает 22,6 млрд рублей.
В России в 2019 году более 70 компаний предлагают услуги фулфилмента
Крупнейшие из них – СДТ, Arvato, Маршрут и Бета ПРО. Они охватывают 80% рынка, создавая почву основному росту. Замедляет его исключительно недостаточное количество действующих складов.
Рынок фулфилмента отличается разноплановым набором услуг
Единых стандартов в ценообразовании и их предоставлении нет – это расширяет возможности выбора оператора для интернет-магазинов. Регулирование рынка отсутствует, унификация процессов фулфилмент-операторам просто не нужна. Потребности клиентов разнообразны, и сложившаяся ситуация упрощает для них выбор наиболее подходящей модели.
Средняя стоимость отправления выросла
У фулфилмент-операторов появился ряд дополнительных услуг для клиентов. В связи с этим средняя стоимость одного отправления возросла до 317 рублей (без учета доставки). При этом стоимость хранения товаров уменьшилась.
Крупные ритейлеры расширяют спектр своих услуг
Ozon, Lamoda, Беру! и Wildberries расширили свой спектр услуг – теперь это крупные компании, которые предлагают качественные услуги по логистике для интернет-магазинов. Хранение товаров на собственных складах, обработка заказов, магистральная логистика, последняя миля, размещение товаров на своих маркетплейсах и увеличение продаж – все эти возможности выделяют их среди других игроков рынка. «Почта России» собирается составить этим компаниям конкуренцию. Возможно, появление такого крупного соперника заставит их усовершенствовать свои сервисы для интернет-магазинов.
Количество компаний, активно пользующихся услугами фулфилмент-операторов, за 2 года увеличилось на 52%
Известные бренды и сети заинтересованы в доставке для интернет-магазинов и дополнительных услугах, благодаря которым их функционирование и сервис поднимутся на более высокий уровень. Начинающие компании производители остро нуждаются в максимальном количестве услуг со стороны фулфилмент-операторов, магазинов и маркетплейсов.
Основную конкуренцию для фулфилмент-операторов составляют маркетплейсы и крупные магазины. Маржинальность дополнительных сервисов высока, и это отличная возможность для развития бизнеса.
Базовые услуги фулфилмента у действующих операторов имеют существенно разную стоимость
Например, приемка паллеты может стоить как 15, так и 240 рублей, при этом ее хранение на складе обойдется в 13-71 рубль за м3.
Фулфилмент-операторы попеременно пользуются тремя основными моделями ценообразования:
- Оплата по операциям — есть у 95% компаний в качестве основной или дополнительной модели.
- Пакетные тарифы — используют 59% компаний.
- Комиссия Актуальна для 32%.
При этом 41% компаний выбирает для себя 2 из этих моделей, а 27% пользуются всеми тремя.
Исследование проведено Data Insight