1 июля 2019 года был запущен пилотный проект по маркировке духов и туалетной воды. В нем зарегистрировались более 200 компаний, основных участников отрасли. 1 октября руководитель направления «Парфюмерия» в ЦРПТ Сергей Парфенов выступил на конференции BEAUTYLOG 2019 и ответил на вопросы производителей и продавцов духов. Самый большой интерес у зала вызвали темы маркировки остатков; правил, действующих на таможенных складах; подключения бизнеса к системе маркировки и сложностей, которые ожидают предприятия.
К 28 октября количество компаний, зарегистрированных в системе, возросло более чем в два раза и составило 468 компаний, притом скорость подключения за прошедший месяц увеличилась на 50 %. Число позиций, описанных в системе, к 25 октября составило 4 200 шт.
Как подготовить свой бизнес к нововведению и каких изменений стоит ожидать с 1 декабря, когда маркировка духов и туалетной воды станет обязательной? Разбираемся в статье!
Что представляет собой маркировка духов и туалетной воды
Обязательная маркировка духов и туалетной воды требует нанесения на каждую единицу товара уникального кода, который позволит любому желающему узнать:
- в какой стране, на каком заводе и по какому адресу были произведены духи;
- потребительские свойства товара;
- условия использования, хранения и срок годности;
- точный путь (отмеченный на карте), который прошел флакон от завода производителя до продавца;
- точный состав (с процентными долями каждого элемента).
Для этого потребуется просканировать код товара с помощью камеры и приложения, которое легко устанавливается на устройство Android или iOS. Такие изменения, по мнению правительства РФ, помогут прекратить оборот контрафактных товаров: ведь при их продаже не выплачиваются налоги, подделки попадают на прилавки крупных магазинов, а покупатели приобретают совсем не то, что хотят и разочаровываются. Благодаря маркировке они будут защищены от покупки некачественных товаров, а импортеры и производители – от репутационных издержек.
Маркировка поможет сделать бизнес прозрачнее. Любое отклонение от новых правил, попытки запустить в оборот подделки, будут фиксироваться – ведь онлайн-касса сможет сформировать чек только на товары, произведенные честным путем и продаваемые законно. Однако, это может привести к очень противоречивым последствиям.
Импорт духов и туалетной воды: чего опасаются отечественные парфюмеры?
Доля контрафакта в продаже духов в России критически небольшая – всего 1 % от общего товарооборота. Поэтому нововведение вызвало огромный диссонанс среди парфюмеров в нашей стране. Наибольшие опасения связаны с импортом товаров.
По словам Петра Бобровского, исполнительного директора Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены (Oriflame, Yves Rocher, L'Oreal, Estee Lauder, Chanel) и исполнительного директора РПКА (Российской Парфюмерно-Косметической Ассоциации) Александра Скоробогатова, маркировка духов и туалетной воды может привести к неблагоприятным для бизнеса последствиям:
- подорожанию товаров из-за необходимости закупки нового оборудования и, как следствие, снижению покупательского спроса;
- невозможности использования пробников духов и туалетной воды (поскольку маркировка небольших по объему флаконов нецелесообразна с экономической точки зрения);
- проблем с импортом, доля которого на сегодня составляет более 50 % товаров: дело в том, что наносить идентификационные коды обязан производитель (не всегда готовый подстраиваться под законы другой страны);
- исчезновению с прилавков духов и туалетной воды от мелких импортеров, которым будет просто невыгодно адаптироваться под российское законодательство ради продажи небольших партий.
Более того, в 2018 году АППИК БХ (Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены) и РПКА выступили с обращением к президенту России об исключении духов из перечня товаров, подлежащих маркировке.
Отказ был обусловлен положительным опытом внедрения обязательной маркировки других товаров, а также обещанием ЦРПТ сделать все, чтобы маркировка не отразилась на бизнесе негативным образом.
Во-первых, часть уникальных кодов предоставляется бесплатно. Стоимость оставшейся части составит ориентировочно 50 копеек за один код.
Во-вторых, если пробники действительно исчезнут с прилавков, то тестеры (с переводом части продукции в соответствующий статус) останутся. Минпромторг и ЦРПТ разрабатывают технологию, которая позволит избежать издержек, связанных с этой категорией продукции. Например, «Л’Этуаль» уже участвует в новом эксперименте.
В-третьих, ЦРПТ активно ведет переговоры с крупными импортерами и производителями духов и туалетной воды. Работу над интеграцией проектов по маркировке успешно проводят компании-поставщики IT-решений.
По словам Реваза Юсупова, заместителя генерального директора Центра развития перспективных технологий, следствием вытеснения подделок с рынка парфюмерии станет подешевение духов и туалетной воды для потребителей, а затраты на маркировку будут минимальны.
Data Matrix и маркировка духов и туалетной воды
Data Matrix – уникальный код, который выбрал ЦРПТ для маркировки товаров по всей стране. Он имеет наиболее компактный размер, при этом читается 2D-сканером даже при 30-процентом повреждении. Вероятность ошибки при прочтении кода близка к нулю – это делает его безальтернативным вариантом цифрового паспорта товара. Подробнее о характеристиках идентификатора читайте в нашей статье.
Правила обязательной маркировки духов и туалетной воды
Духи и туалетная вода вошли в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р Перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке уникальными штрих-кодами.
31 декабря 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации №1957 утверждены Правила маркировки духов и туалетной воды и особенности внедрения информационной системы мониторинга в отношении парфюмерной продукции.
В соответствии с Правилами:
- Участники оборота парфюмерной продукции обязаны наносить средства идентификации на каждую единицу товара.
- Передавать информацию о вводе продукции в оборот, обороте товара и выводе из оборота в информационную систему мониторинга.
- Все участники оборота парфюмерии должны быть зарегистрированы в информационной системы мониторинга и провести тестирование оборудования на взаимодействие с системой.
Зарегистрироваться необходимо до 31 марта 2020 года включительно.
С 1 апреля 2020 года регистрация в системе мониторинга должна быть совершена в течение 7 дней со дня начала возникновения деятельности по розничной продаже маркированной парфюмерной продукции.
Как будет проходить маркировка духов и туалетной воды
- Производитель регистрирует выпущенные товары на GS1 Russia и получает GTIN, глобальные коды позиций.
- На каждый GTIN производитель заказывает код Data Matrix в ЦРПТ.
- На каждую упаковку наносится идентификационный код, отчет об этом передается в «Честный знак».
- Оптовая компания сканирует каждый код, при отсутствии подделок и расхождений данных на коробке с данными в «Честном знаке» принимает духи, фиксируя этот шаг в системе. То же делает ритейлер. При обнаружении несоответствий товары передаются дистрибьютеру.
- При продаже каждой единицы духов и туалетной воды товар выходит из оборота, данные об этом онлайн-касса передает ОФД, оттуда они переходят в ЦРПТ.
Что нужно сделать интернет-магазину для законного ведения бизнеса
- Проверьте готовность рабочего ПК к взаимодействию с новой системой на сайте. Следуйте полученным рекомендациям.
- Зарегистрируйтесь в системе «Честный знак».
- Приобретите 2D-сканер/фотосканер и терминалы для сбора данных.
- Интегрируйте терминалы для сбора данных с 1-C для обмена учетными данными. Подключите ЭДО.
- Обновите прошивку кассы и обеспечьте выход в Интернет. Она должна быть совместима с 2D-сканером и оперативно передавать данные оператору фискальных данных (в налоговую).
- Настройте ПО (кассовые и товароучетные программы), которое позволит реализовывать духи и туалетную воду законно.
Ответственность и штрафы за нарушение закона о маркировке духов и туалетной воды
Производство духов нелегальным способом грозит:
- для должностных лиц — от 5 000 ₽ до 10 000 ₽;
- для организаций — до 100 000 ₽.
Продажа, хранение и перевозка контрафактной продукции, предназначенной для дальнейшей реализации:
- для граждан — от 2 000 ₽ до 4 000 ₽;
- для должностных лиц — от 5 000 ₽ до 10 000 ₽;
- для юридических лиц — до 300 000 ₽.
При обороте нелегальных товаров на сумму более 1,5 млн ₽ возможна уголовная ответственность.